Любой урок в начальной школе, в том числе и урок математики, должен стать для обучающегося не только занятием по решению математических выражений и задач, но и платформой для формирования умения, желания ставить перед собой конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации и способы выхода из них. Из этого следует, что современный обучающийся должен владеть регулятивными учебными действиями, в том числе целеполаганием, которое занимает ведущее место в структуре современного урока.
Цель – это то, к чему стремятся, выполняя те или иные действия, что нужно достичь и осуществить. На уроке ставятся различные цели: обучающая, воспитывающая и развивающая.
Цели урока должны быть: конкретные, понятные, реальные, осознанные, точные, диагностируемые, т.е возможность проверить достигнута ли цель.
Существуют различные приёмы целеполагания на уроках, которые можно разделить на две группы:
1.Визуальные:
Тема – вопрос
Яркое пятно
Группировка
Проблемная ситуация
2. Аудиальные:
Исключение
Подводящий диалог
Проблема предыдущего урока
Индуктор
Домысливание
Рассмотрим на примерах некоторые приёмы целеполагания на уроках математики в начальной школе.
1.Домысливание
Для урока математики по теме «Порядок действий в выражениях со скобками» предлагаю ряд числовых выражений, при помощи слов - помощников (повторим, изучим, узнаем, проверим) обучающимися определяется тема и формулируются цели урока.
72 : (4 + 5) х 2
(43 + 12) – (65 - 24)
(12 х 2): 3 + ( 6 - 2)
2. Проблемная ситуация
Создается ситуация противоречия между известным и неизвестным, учащиеся самостоятельно решают выражения, коллективно проверяют результаты, выявляя причины разногласий и затруднений, определяют тему и цели урока. Учитель использует виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий, учащиеся высказывают различные версии решения проблемы и отвечают на вопросы, которые приводят к правильному ответу.
Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте. В запросе обязательно указать какой предмет Вы еще преподаете.
Педагогам России, других стран СНГ материал высылается
исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками уроков, презентаций, внеклассных мероприятий.
Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте. В запросе обязательно указать какой предмет Вы еще преподаете.
Педагогам России, других стран СНГ материал высылается
исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками уроков, презентаций, внеклассных мероприятий.
Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте. В запросе обязательно указать какой предмет Вы еще преподаете.
Педагогам России, других стран СНГ материал высылается
исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками уроков, презентаций, внеклассных мероприятий.
Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте. В запросе обязательно указать какой предмет Вы еще преподаете.
Педагогам России, других стран СНГ материал высылается
исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками уроков, презентаций, внеклассных мероприятий.
Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте. В запросе обязательно указать какой предмет Вы еще преподаете.
Педагогам России, других стран СНГ материал высылается
исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками уроков, презентаций, внеклассных мероприятий.
Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте. В запросе обязательно указать какой предмет Вы еще преподаете.
Педагогам России, других стран СНГ материал высылается
исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками уроков, презентаций, внеклассных мероприятий.