Программа проф. подготовки для учащихся X–XI классов предмета «Трудовое обучение» Оператор электронно-вычислительных машин, ЭВМ, ПЭВМ. - Класны кіраўнік.

Класны кіраўнік
Перейти к контенту

Главное меню:

Программа проф. подготовки для учащихся X–XI классов предмета «Трудовое обучение» Оператор электронно-вычислительных машин, ЭВМ, ПЭВМ.

Оператор ЭВМ
Пояснительная записка
        Рабочий учебный план и программа предназначены для использования при подготовке учащихся на занятиях трудового обучения в общеобразовательном учреждении по профессии «Оператор ЭВМ».
Курс обучения рассчитан на два года. Программа обучения разработана, исходя из того, что на профессиональную подготовку отведено 420 часов, из них на теоретическое обучение – 120 часов (40 %), на практическое обучение – 180 часа (60%). Для учащихся 10-х и 11-х классов предусмотрена производственная практика в количестве 60 часов в каждом классе. Режим обучения – 6 часов в неделю.
        Комплект учебно-программной документации содержит квалификационную характеристику, рабочий учебный план, перечень необходимых кабинетов, мастерских, иных учебных объектов, программу и тематические планы теоретического и практического обучения.
        Квалификационная характеристика составлена в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС) Республики Беларусь, «Оператор ПЭВМ» и содержит требования к основным знаниям и умениям, которые должны иметь учащиеся указанной профессии и квалификации. Код профессии № 16199, согласно перечню профессий для подготовки рабочих на производстве (Минск, РИПО, 2008 г.).
          Для проведения теоретического и практического обучения привлекаются инженерно-технические работники, имеющие высшее или среднее специальное образование.
        Данная программа предусматривает знания по темам:
• устройство ПЭВМ;
• основные команды и операции MS DOS, Norton Commander и Windows - (95, 98, ХР, Seven);
• диски и работу с дисками;
• каталоги и работу с каталогами;
• сервисные программы;
• программы архиваторы;
• возможности текстовых и графических редакторов;
• электронные таблицы;
• возможности СУБД по обработке данных;
• компьютерный вирус;
• среда программирования Turbo Pascal;
• сети: локальные и глобальные.
Программа производственного обучения предусматривает изучение операций и видов работ:
• включение и выключение компьютера;
• умение выходить из состояния «зависания» программ;
• копировать файлы и дискеты;
• форматировать диски;
• создавать, редактировать, удалять и переименовывать текстовые, табличные и графические файлы;
• распечатывать текстовые и графические файлы;
• создавать базы данных;
• защищать от компьютерных вирусов;
• архивировать файлы;
• работать с сервисными программами;
• составлять программы, используя язык программирования Turbo Pascal;
• работать в сети.
В процессе обучения необходимо прививать учащимся любовь к изучаемой профессии, умение творчески решать производственные задачи, формировать навыки качественного выполнения работ, умение эффективно использовать рабочее время.
        На занятиях необходимо применять эффективные методы обучения, способствующие активизации мыслительной деятельности учащихся и прочному усвоению ими учебного материала. Шире использовать межпредметные связи, увязывать теоретический материал с практическим обучением.
        К концу обучения каждый учащийся должен уметь выполнять работы, предусмотренные квалификационной характеристикой. По окончании обучения, в 11 классе учащимися может сдаваться выпускной квалификационный экзамен, в случае успешной сдачи которого присваивается 4-й квалификационный разряд профессии «Оператор ЭВМ». В аттестат выставляется годовая отметка по предмету «Трудовое обучение».
Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте . В запросе обязательно указать какой предмет Вы преподаете.

Педагогам России, других стран СНГ материал высылается
исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками внеклассных мероприятий.
ПРОГРАММА КУРСА «ТРУДОВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ». «ОПЕРАТОР ЭВМ»
  • Компьютеры проникают  во все сферы человеческой деятельности. Поэтому круг обязанностей оператора ЭВМ достаточно широк – он должен знать особенности устройства и эксплуатации ПК и должен уверенно работать во всех основных программных пакетах, в его обязанности входит  организация мер по защите и предотвращению потери информации, обслуживание дисков, диагностика сбоев в работе прикладных программ и периферийных устройств.
  • Настоящий учебный план предназначен для подготовки операторов электронно-вычислительных и вычислительных машин. Программой предусмотрено  получение учащимися знаний, необходимых для полного усвоения специальности.
  • Программа по предмету «Оператор ЭВМ» составлена с учетом возрастных особенностей учащихся 10 - 11 классов. В целях подготовки учащихся к включению в трудовую деятельность  по избранной  профессии, в процессе  обучения  формируются  профессионально значимые  личностные качества (внимание, долговременная и оперативная память, логическое мышление, наблюдательность). Учет успеваемости по темам учебного плана проводится путем  текущей  и периодической проверки знаний, умений и навыков.
  • В процессе практических занятий формируются четкие представления о функциональных обязанностях оператора ЭВМ.
  • При разработке программы использовались требования стандарта по профессии «Оператор ЭВМ». В связи с тем, что отсутствует государственная сертифицированная программа начального профессионального обучения по специальности «Оператор ЭВМ и ПЭВМ» для общеобразовательных учреждений содержание курса соответствует совокупности программ основного и дополнительного образования. Теоретические сведения и практические занятия помогают выработать  у учащихся  целостный взгляд на работу оператора ЭВМ, его роль в деятельности учреждений и предприятий, успешно  решать задачу формирования  у учащихся  знаний, умений и навыков, необходимых для работы на современных компьютерах, умелое применение компьютерной техники для решения прикладных задач.
  • В целях глубокого изучения и твердого усвоения учебного материала, развития у учащихся технического мышления необходимо практиковать самостоятельную работу со справочной литературой, применять прогрессивные методы обучения, использовать показ учебных фильмов.
  • Текущий контроль усвоения материала  осуществляется  путем устного/письменного опроса и при выполнении практических заданий. Учебный план построен по модульному принципу. Данный принцип позволяет учащемуся, прошедшему курс обучения, самостоятельно работать на компьютере и продолжить обучение по специальным курсам, углубляя знания и умения по самостоятельно выбранным направлениям информационных технологий (автоматизированные системы управления, компьютерная графика, базы данных, делопроизводство на компьютере).
  • По окончании обучения проводится квалификационный экзамен, по результатам которого выдается удостоверение «Оператор ЭВМ».

Квалификационная характеристика
Оператор ЭВМ должен знать:
• требования охраны труда и пожарной безопасности, основы охраны труда;
• структуру системного блока, основные устройства ПК, правила их эксплуатации, виды и причины отказов в работе устройств;
• понятие файла и каталога, понятие компьютерного вируса;
• основные возможности Windows;
• стандартные и специальные программы Windows, основные приемы форматирование документа, основные методы размещения текста, применения многоколоночного текста, таблиц и стилей;
• основы программирования, этапы решения задач на ЭВМ, методы моделирования процессов, алгоритмы обработки данных;
• основные положения и функции операционных систем;
• рабочие инструкции по обработке информации, носители данных;
• назначение и возможности работы в телекоммуникационных сетях и ЛВС, правила работы с прикладным программным обеспечением;
• методы разработки Web-страниц с использованием HTML и Macromedia технологий.

Оператор ЭВМ должен уметь:
• соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности, применять рациональные приемы и способы организации труда на рабочем месте оператора ЭВМ, бережно обращаться с оборудованием;
• подключать компьютер, практически работать в ОС Windows;
• работать с различными типами прикладных программ (текстовые и табличные процессоры, СУБД, графические редакторы);
• грамотно форматировать текст, размещать текст и графику на полосе, работать с таблицами, нумеровать страницы, работать с колонтитулами;
• выполнять обработку документов на ЭВМ различного типа с печатанием исходных данных и результатов работы;
• программно реализовать и отлаживать текст программы на языке программирования, выполнять ввод информации с различных носителей;
• работать в телекоммуникационных сетях и ЛВС, передавать данные по различным каналам связи;
• применять рациональные приемы и способы организации труда на рабочем месте.

Цель программы
• Обучить учащихся работе на ПК ЭВМ, работе с операционной системой Windows, пользовательскими программами, с различными типами архиваторов и антивирусными программами;
• Ознакомить учащихся с элементами аппаратной конфигурации компьютера (с различными типами материнских плат, видео карт, накопителей на магнитных дисках, средств мультимедиа, различными видами принтеров);
• Обучить школьника рационально ставить задачи, читать, писать и отлаживать программы на процедурном языке программирования Pascal;
• Формировать у учащихся устойчивые навыки в использовании различных прикладных программ, таких, как текстовый редактор Word, электронные таблицы Excel, система управления базами данных Access, программы для подготовки компьютерных презентаций Power Point;
• Приобщить обучаемых к современным информационным технологиям;
• Обучить практической работе в локальных вычислительных сетях;
• Привить навыки работы в глобальной телекоммуникационной сети Internet;
• Научить создавать собственные Web-страницы;
• Ориентировать подростков на выбор профессий, связанных с компьютерными технологиями.

Задачи
1.Образовательные:
- научить навыкам работы с компьютером;
- преодолеть психологический барьер человека перед компьютером ЭВМ;
- развивать логическое мышление, память;
- научить чётко излагать свои мысли;
- овладеть компьютерной грамотностью на уровне пользователя;
- формировать алгоритмический подход к решению задач.
2.Воспитательные:
- формирование культуры поведения;
- профессиональная ориентация подростков в выборе будущих профессий  в области компьютерных технологий;
- воспитание коммуникационных качеств;
- воспитание чувства коллективизма, взаимной помощи, дружбы, сплочённости;
- воспитание ответственности за выполнение поставленной задачи;
- воспитание умения довести начатое дело до конца.
3.Развивающие:
- развитие логического мышления;
- развитие творческих способностей;
- развитие памяти, внимания;
- развитие терпения и усидчивости при усвоении новых знаний;
Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте . В запросе обязательно указать какой предмет Вы преподаете.

Педагогам России, других стран СНГ материал высылается
исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками внеклассных мероприятий.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
производственной практики учащихся
__________________________________________
(наименование учреждения образования)
по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)» 4-го разряда
______________________________________
(наименование организации)
на 2021/2022 учебный год

Общие положения
Объем, содержание и сроки проведения производственной практики по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)» 4-го разряда определены тематическим планом учебной программы учреждения образования, реализующего образовательную программу профессиональной подготовки рабочих для учащихся X–XI учреждений общего среднего и специального образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)» 4-го разряда.
Фонд учебного времени на производственную практику составляет 120 учебных часов.
Учащиеся проходят производственную практику в_______________________________________________________________
(наименование организации)
Режим работы учащихся соответствует режиму, действующему на конкретном предприятии.
Для учащихся продолжительность рабочего дня определяется Трудовым кодексом Республики Беларусь.
Цель и задачи производственной практики
Целью производственной практики как заключительного периода производственного обучения является подготовка будущего работника к самостоятельной высокопроизводительной работе на объектах предприятия.
Основными задачами производственной практики являются:
– закрепление и совершенствование профессиональных знаний, навыков и умений по избранной профессии;
– накопление опыта самостоятельного выполнения заданий;
– приобретение умений и навыков при работе на ПЭВМ;
– изучение производственной технологии и технической документации;
– адаптация учащихся к конкретным производственным условиям;
– формирование профессионально значимых свойств (внимательность, выносливость, способность к творческому мышлению и др.), качеств (добросовестное отношение к труду, взаимопомощь, уважение к традициям предприятия и стремление преумножать их и др.);
– формирование умений согласовывать свою работу с работой коллектива, совершенствовать навыки само-  и  взаимоконтроля.
Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте . В запросе обязательно указать какой предмет Вы преподаете.

Педагогам России, других стран СНГ материал высылается
исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками внеклассных мероприятий.
Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте . В запросе обязательно указать какой предмет Вы преподаете.

Педагогам России, других стран СНГ материал высылается
исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками внеклассных мероприятий.
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню